Программа Erasmus+
Лаборатория суперкомпьютерных технологий
XXVIII Школа-симпозиум по голографии и когерентной оптике
Лаборатория биомедицинских технологий, медицинского приборостроения и акустической диагностики
Лаборатория экстремальных световых полей
Лаборатория физики планетарных пограничных слоев
Официальный сайт кафедры
Центр технологий  National Instruments
Межфакультетская базовая кафедра
Проект SfP-973799 (Полупроводники)
Страница Учебно-научного центра
 

МУЗЕЙ РАДИОФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Александра Григорьевна Любина

На главную страницу

М.А. Миллер о А.Г. Любиной

Первый раз я увидел Александру Григорьевну в 1945 году, она пришла к нам в аудиторию вести упражнения по общей физике и задала нам - формально уже третьекурсникам, а по колондайковской терминологии начинающим чичако - проверочную задачку: как сильно надо прижать к столу пружинку, чтобы при отпускании она подпрыгнула... И мы пыхтели, потели, злились, а пружинка та никак не отскакивала, - мы не умели заставить ее отскочить, хотя все нужные для этого формулы у нас в головах были... формулы да не знания! А мы-то думали, что одни к другим просто сводятся... Александра Григорьевна так весело реагировала на наши потуги, бегала между столами, подзадоривая - и если дозволить образовывать понятие противоположное злорадству - она подзадоривала нас доброрадствуя...

Хорошо и в пользу начинать обучение с поражений: они ожесточают человека против самого себя и сдруживают людей между собой... А тут еще один - чисто гражданский эффект: нанеся нам поражение, Александра Григорьевна положила начало сдружению нас с собой...

На третьем курсе она была нашим тьютором - научным воспитателем - не старорежимной классной дамой, а скорее новорежимным тренером - временами даже играющим тренером, т.е. тренером, не гнушавшимся сама обучатся вместе с нами... Ей было дело до всего на свете: она читала лекции, вела упражнения, незаметно так, ненавязчиво вмешивалась в нас, болела за нас и по-предметно и по-поступочно, передавала нам свое непотушимое воодушевление наукой и жизнью...

В свои первые младенческие годы радиофизический факультет еще не был тем предприятием массового изготовления знатоков, которым он является сейчас, - он больше напоминал маленькую лабораторию, выпускающую небольшие опытные серии... И выглядело это производство кустарновато, по-домаш-нему... Устраивались, например, полусемейные какие-то вечера - встречи камерного типа... Там-то и происходила дружеская максвеллизация студентов и преподавателей...

На этих вечерах было весело и задорно: устраивались конкурсы физические, математические, даже языковые... Подумать только - собирались отдохнуть от учебных перегрузок, чтобы решать... задачки и ломать свои головы над анекдотно забавными логическими каверзами... Такое, конечно, не могло возникать самотеком: вдохновителем и организатором всех этих вечеров - что сверху, что снизу - была Александра Григорьевна... Я решаюсь даже сказать - она была на них затейником, вложив в это слово все то доброе и хорошее, что из него давно уже вытравлено разными культуртрегерами домов отдыха и экскурсионных пароходов...

Александра Григорьевна была затейником, развивающим у студентов радость мышления, радость неожиданного, а не то, чтобы радость, - как предмет, предусмотренный учебным планом... А это - большой талант уметь радоваться жизни самому и заражать этим умением других, уметь не жалеть себя для других, саморастранжириваться, раздавать себя направо и налево... У меня нет сомнений, что и сейчас - поручи она сама себе это мероприятие - она справилась бы с ним с тем же молодецким ухарством...

И еще я хочу сказать об одном уникальном свойстве Александры Григорьевны... У нее редкая профессия: она педагог, обучатель людей, она - преподаватель-профессионал... Александра Григорьевна несомненно является педагогической наследницей Г.С. Горелика, сумевшей - при сохранении высокой преемственности достижений учителя - найти свою игру, свою манеру, свой стиль, свое продолжение...

Это большая удача нашего университета, что в нем, благодаря Александре Григорьевне, сохранился культ общефизической подготовки, культ обучения физическому мышлению, культ высокой физической чистоплотности. И не культ, как слепое преклонение, а культ, как восторженное уважение к настоящему полезному труду...

Даже в лекционном преподавании Александра Григорьевна так и осталась тем удивительным затейником, выдумщицей, экспериментатором над живыми людьми, первооткрывателем и расшевелителем придавленных учебными планами талантов... Вот как повезло университету...

Из выступления М.А.Миллера на 60-летнем
юбилее А.Г.Любиной 23 сентября 1970 г.


Информация подготовлена Музеем истории ННГУ при поддержке РГНФ (грант 98-03-04011а).

главная    |    факультет    |    контакты    |    карта сайта

Copyright © 1998-2019г.г. Радиофизический Факультет ННГУ