Программа Erasmus+
Лаборатория суперкомпьютерных технологий
XXVIII Школа-симпозиум по голографии и когерентной оптике
Лаборатория биомедицинских технологий, медицинского приборостроения и акустической диагностики
Лаборатория экстремальных световых полей
Лаборатория физики планетарных пограничных слоев
Официальный сайт кафедры
Центр технологий  National Instruments
Межфакультетская базовая кафедра
Проект SfP-973799 (Полупроводники)
Страница Учебно-научного центра
 

МУЗЕЙ РАДИОФИЗИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

Александра Григорьевна Любина

На главную страницу

Мастерство лектора

И.о. профессора А.Г.Любина является наиболее опытным лектором по общей физике на кафедре физики. Фактически при ее участии был создан тот оригинальный курс лекций и сложились определенные традиции, которые в основном сохраняются на радиофаке и физфаке до сих пор. Одна из особенностей этого курса - выделение изучения колебательных и волновых явлений (акустика, оптика и т.д.) в самостоятельный раздел.

. . . А.Г.Любина систематически работает по обновлению и модернизации лекционного курса в свете современных тенденций, охотно поддерживает инициативу других преподавателей в этом направлении. Так, за последние годы в курс были включены (или расширены) такие разделы, как теория относительности, физика элементарных частиц и т.д.

А.Г. Любина всегда много и охотно использует на лекциях демонстрационные опыты и другие технические средства (эпидиаскоп, кинофильмы и т.д.). Многие важные и оригинальные демонстрации были разработаны по ее инициативе и сейчас заимствованы другими вузами страны.

Лекции А.Г. Любиной выгодно отличаются эмоциональностью, умением заинтересовать аудиторию, поддержать ее внимание в течение всей лекции.

А.Г. Любина щедро делится своим педагогическим опытом. Она регулярно (раз в неделю) проводит методические совещания с ассистентами, часто выступает на кафедральных и межкафедральных методических семинарах по общей физике, неоднократно выступала на пленарных заседаниях и ежегодно собирающихся методических конференциях ГГУ. Ее лекции часто посещаются преподавателями различных кафедр как ГГУ, так и других вузов города.

Зав. кафедрой физики радиофизического факультета Н.С.Степанов.
Горьковский Университет, 14 февраля 1974 года.


Для меня Александра Григорьевна - это воплощение порядка и порядочности во всем. Курс лекций по физике, который Александра Григорьевна читала в университете, отличался логичностью и ясностью изложения. Это тоже был результат наведения порядка. Физика - такая наука, в которой как ни старайся, а всегда найдется место для наведения как элементарного, так и более глубокого порядка. Элементарный порядок предполагает точное определение всех понятий, терминов, которые употребляет лектор. Как это ни странно, но для такого элементарного порядка в курсе общей физики еще есть место, хотя оно все время сокращается. Четкое определение всех употребляемых понятий, разъяснение их смысла, целесообразности введения - одна из характерных черт педагогической деятельности Александры Григорьевны.

В этом, по моему убеждению, Александре Григорьевне не было равных. Сам Габриэль Семенович Горелик - блестящий лектор, автор многих учебников, советовался с Александрой Григорьевной и считался с ее советами. Недаром многие руководства и пособия, адресованные студентам, были написаны совместно Г.С.Гореликом и А.Г.Любиной.

Читаемые Александрой Григорьевной лекции не сводились к разъяснению различий между разностью потенциалов и напряжением. Основным их содержанием была увлекательнейшая наука - физика. Для лекционных демонстраций перед ее лекциями в аудиторию завозились многочисленные этажерки на колесиках, заставленные приборами. Александра Григорьевна использовала многие известные демонстрации и увлеченно придумывала свои собственные оригинальные. В этом тоже был наведен порядок. В физическом кабинете у Александры Григорьевны была картотека с подробным описанием всех ее лекционных демонстраций. Этой картотекой пользовались и до сих пор пользуются все лекторы.

* * *

Несмотря на увлеченность преподаванием, требующим бесконечно много времени, Александра Григорьевна увлеченно занималась научной работой.

После вынужденного перехода нашего профессора Г.С. Горелика в Москву на кафедре надо было организовывать научную работу. Приверженность порядку не дала Александре Григорьевне смотреть спокойно на то, что с уходом Габриэля Семеновича и его аспирантов на кафедре свернулась научная работа. Для того, чтобы вновь развернуть ее, Александра Григорьевна привлекла меня.

В то время - это было в начале 60-х годов - внимание радиофизиков было приковано к проблеме синтеза апертуры. Эту работу я решил по просьбе Александры Григорьевны дать кафедре физики в качестве основного направления научной работы. Однако я успел только едва-едва озадачить этой работой кафедру, а участвовать в ней и руководить всей деятельностью не смог. Поэтому вся большая исследовательская работа организовывалась и возглавлялась целиком Александрой Григорьевной. Вся кафедра, а больше других сама Александра Григорьевна, увлеклись этой работой, которая пошла настолько успешно, что удалось полностью решить поставленную задачу. Помню, как в это время при встречах со мной она не могла ни о чем говорить, как о своих идеях осуществления оптической обработки для синтеза апертуры. В то время еще не было голографии. Те идеи, с которыми тогда делилась со мной Александра Григорьевна, представляли собой основные идеи голографии Лейта, который был разработчиком, как и Александра Григорьевна оптической обработки сигналов для получения изображений с помощью синтеза апертуры. Потом появилась публикация американцев, в которой сообщалось, как они решили задачу синтеза апертуры с помощью оптики. Оказалось, что Александра Григорьевна сделала очень близкое к тому, что сделали американцы. Отличия были, но они не были принципиальными.

Насколько я помню, Александра Григорьевна всегда с огромным удовольствием и увлечением отдавалась научной работе. Когда я был еще студентом, то кафедре была поручена большая работа по проверке полученного в Москве нового физического эффекта неравновесности электролитов. Было установлено, что постоянная Больцмана в электролитах больше, чем ей полагается быть при тепловом равновесии. Это считалось великим открытием, в корне изменяющим все существовавшие в то время представления не только о неживой, а даже и о живой природе. Теоретики спешили придумать и наперебой излагали свои варианты теорий, объясняющих этот эффект, когда горьковские радиофизики обнаружили, что все не так, что электролиты ничуть не отличаются своим значением постоянной Больцмана от прочих тел. Великое открытие было закрыто, что было не так просто сделать. Среди этих радиофизиков видную роль играла Александра Григорьевна.

* * *

При всей серьезности тех дел, которыми была увлечена Александра Григорьевна, она была самым живым и самым веселым и жизнерадостным человеком на кафедре. Можно сказать даже больше. Она казалась мне, наряду с моей супругой, самым веселым человеком в мире.

Приведу пример. Как-то она на кафедре решила организовать веселую встречу Нового года, чтобы все пришли наряженными в костюмах и масках и веселились, как в Рио-де-Жанейро. Все для этого было хорошо организовано и почти все состоялось так, как это было задумано. Были показаны короткие сценки из жизни преподавателей и студентов, показано было, как мы с Николаем Сергеевичем Степановым вместе редактировали книгу Экспериментальная радиооптика, инициатором написания которой также была вездесущая Александра Григорьевна.

В.А.Зверев, из книги "Личность в науке.
Женщины - ученые Нижнего Новгорода".
Издательство ННГУ, 1999 г.


. . . Студент получил двойку и уходит с экзамена без тени недовольства. Ему ясно, где его ошибки, что он недоработал.

Вам случалось видеть такое? Мне вспоминается в этих случаях экзамен по математическому анализу у профессора А.Майера. В наше время это можно наблюдать на экзаменах у доцента кафедры физики радиофака Александры Григорьевны Любиной. Высокая требовательность к студентам сочетается с человечностью, с чутким подходом к каждому студенту.

Если вы придете на лекцию или практическое занятие к Александре Григорьевне, не удивляйтесь, увидев студентов и преподавателей не только с других факультетов, но и с других ВУЗов.

Это, пожалуй, лучше всего говорит о педагогическом таланте А.Г.Любиной.

Но одного таланта мало. Каждый год заново пишутся конспекты, готовятся новые эксперименты. Просят прислать схемы ее опытов даже из зарубежных ВУЗов.

А.Борисов.
"Горьковский Университет" 28 сентября 1965 года.


Информация подготовлена Музеем истории ННГУ при поддержке РГНФ (грант 98-03-04011а).

главная    |    факультет    |    контакты    |    карта сайта

Copyright © 1998-2019г.г. Радиофизический Факультет ННГУ